«Комната» — экранизация романа Эммы Донохью, писательницы с ирландскими корнями, живущей в Канаде. Она же написала сценарий, а ставил картину Леонард Абрахамсон, известный российскому зрителю по фильму «Фрэнк» с Майклом Фассбендером.
Джеку (изумительный дебютант Джейкоб Тремблэ) исполняется пять лет. Утром он просыпается, здоровается со всеми обитателями комнаты — столом, стульями, раковиной, шкафом. Мать (Бри Ларсон) делает ему праздничный пирог, но без свечек, что вызывает сильное недовольство мальчика. Но постепенно становится понятно, что эти двое не просто мать и сын. Они пленники Ника, похитившего девушку семь лет назад и постоянно насилующего ее. Поскольку мальчику уже исполнилось пять лет, мать объясняет ему существование другого мира, того, что снаружи. И она твердо намерена сбежать из заточения.
«Комната»
Вся загвоздка этого фильма не в том, как Джеку удается сбежать, а в том, как спасенные после заточения мать и сын адаптируются к нормальной жизни. Как ни странно, ребенку, еще несколько дней назад не подозревавшему об окружающем мире, приходится быть сильнее, чтобы поддерживать свою маму, чья психика дает сбой после семи лет нахождения в плену у маньяка.
Книга Донохью написана от лица Джека, и Абрахамсон сохранил его некоторые рассуждения, вынеся их за кадр. Благодаря «Комнате» мир получше узнает Бри Ларсон, получившую известность благодаря драме «Короткий срок 12». «Благодаря этому фильму я стала лучше доверять своей интуиции, — говорит актриса. — Теперь я точно знаю, в каком кино хочу сниматься».
Ларсон жила в Лос-Анджелесе, но в юности увлекалась европейским кино: «Женщины в нем были непостоянными и сложными, иногда они даже не старались понравиться зрителю, и в этом был их шарм. Меня это ужасно привлекало. Мне не хотелось смотреть на женщин, которые постоянно правы. Мы неидеальны». Героиня Бри в «Комнате» тоже неидеальна. Она считает, что не справляется с материнскими обязанностями, но при этом Джек не отходит от нее. Он любит ее всей душой, и эта любовь изменит отношение девушки к жизни.
Бри Ларсон сейчас можно увидеть на российских экранах в комедии «Девушка без комплексов».
Второе место заняла лента «Злые индийские богини». Начинается она набором сцен, в которых несколько женщин выходят из себя. Одна бросает гантели на ноги мужчинам, оценивавшим вслух ее тело в зале, другая отказывается работать с фотошопом после фотографии, третья звереет на собрании акционеров и так далее. Аннотация обещает «Девичник в Вегасе» с индийским привкусом, но не верьте. Действительно, фильм начинается как типичное кино для девочек, но перерастает в нечто большее, в высказывание о судьбах современных индийских женщин.
Семеро подруг собрались в доме на Гоа, чтобы отпраздновать свадьбу одной из них. Но жениха пока не видно, и это не мешает девушкам отдыхать. Самая яркая из них, Джоанна, сестра невесты, приезжает из Лондона. Она хочет быть актрисой, но не готова играть стандартные роли. Джо повлияет на всех своих подружек, но вот будет ли у нее самой хеппи-энд, о котором она так мечтает, — это еще большой вопрос.
«В центре внимания»
На третьем месте по результатам голосования оказалась драма Тома МакКарти «В центре внимания». Это мощная лента о расследовании дела о священниках-педофилах, которое предприняла газета Бостона. Все попытки журналистов расследовать дело наталкиваются на молчание церкви, молчание жертв и молчание юристов. Но не зря отдел Boston Globe «В центре внимания» много лет занимается расследованиями. Журналисты здесь собрались упорные, свою работу знают и умеют находить доказательства даже в таких, казалось бы, безнадежных случаях.
В фильме заняты Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Стэнли Туччи, Джон Слэттери и Билли Крудап.
В секции «Ночное безумие» зрители на первое место поставили ленту Ильи Найшуллера «Хардкор» (читайте о ней подробнее здесь), а на втором месте оказалась комедия «Последние девушки» (мы о ней тоже рассказывали).
Приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм получил Евгений Афинеевский за ленту «Зима в огне».
Премия FIPRESCI в секции «Специальный показ» достался картине Хонаса Куарона «Пустыня».
Сороковой кинофестиваль в Торонто закончил свою работу. Не обошлось без скандалов. В последний момент из программы выбыла документальная лента об Арете Франклин, а после пресс-показа режиссер триллера «Лондонские поля» подал в суд на продюсеров, что привело к изъятию фильма из дальнейшей программы.
«Хардкор»
Кинорынок поначалу шел ни шатко ни валко, но на второй неделе взял себя в руки. «Аномализа» была продана за 5 миллионов долларов студии Paramount, а «Хардкор» приобрела компания STX Entertainment аж за 10 миллионов долларов.
Некоторые считают, что программа юбилейного фестиваля в Торонто была слабой, не было Того Самого Фильма, что потом пойдет на «Оскар». Таким скептикам хочется возразить: программа фестиваля была огромной, хватило всего — как хорошего, так и плохого. Но такое случается на каждом фестивале, здесь нет ничего удивительного. Конечно, Торонто теперь бодается не только с Венецией, но и с Теллурайдом и Нью-Йорком. Отсюда и отсутствие таких ожидаемых фильмов, как «Стив Джобс» и «Шпионский мост».
Но, с другой стороны, именно в Торонто Ридли Скотт вернулся в форму со своим «Марсианином». И уже благодаря этому фестиваль точно запомнится.