Миссия «Арес-3» завершает свою работу на Марсе и готовится покинуть красную планету, как налетает суровая буря, и сметает напрочь астронавта Марка Уотни. Капитан Мелисса Льюис (Джессика Честейн) предпринимает попытку найти Марка, но тщетно: кажется, он уже мертв. С тяжелым сердцем команда направляется в путь к Земле.
Но вот какая штука: Марк, проколотый антенной, чудом выживает. И теперь он один-одинешенек на Марсе. Без связи. А скоро он останется без еды и без воды. Хорошо, что голова у астронавта Уотни на месте, и он в состоянии не только вырастить картошку на бесплодной марсианской почве (главное — не спрашивать про удобрения), но и найти способ связаться с NASA и напомнить о себе.
На Земле Марка уже похоронили, но тут проницательная сотрудница Минди Парк (Маккензи Дэвис) обращает внимание на место стоянки «Арес-3». Так NASA узнает о том, что их сотрудник жив, и начинает спасательную операцию.
Пока на экране отсчитываются «солы» — марсианские дни — на Земле в NASA кипят страсти. Ведутся расчеты, создаются альянсы, подвергаются опасности чьи-то карьеры и придумываются самые разные способы вернуть Марка. Он, в свою очередь, science the shit out of it (как же у нас перевели эту отличную фразу?), благодаря своим знаниям. Когда Дэймон радостно произносит на камеру «Я — ботаник!» в зале раздается смех — Марк Уотни постепенно покоряет скептиков от критики своим чувством юмора.
Конечно, неизбежны сравнения с «Гравитацией», но фильм Альфонсо Куарона все же был притчей о выживании, несмотря на то, что действие развивалось в космосе. «Марсианин», скорее, «Робинзон Крузо». Как и герой романа Дефо, Уотни ведет дневник, наговаривая на камеру все, что он делает — таким образом сценарист Дрю Годдард («Монстро», «Хижина в лесу») уходит от необходимости сопровождать действия Марка закадровым голосом.
«Марсианин» ожидаемо красивый (работа оператора Дариуша Вольски радует глаз), но неожиданно очень смешной фильм. Шутка про Элронда положила зал на лопатки, появление Дональда Гловера (он появляется в небольшой роли астрофизика, рассчитывающего важную траекторию полета) превратило несколько минут фильма в настоящую комедию. Еще бы, не каждый день увидишь, как Трой играет Абеда (в этом месте смеются поклонники сериала Community).
Фильм Ридли Скотта существенно отличается от современной кинофантастики. Здесь не летают со скоростью света, не сражаются с инопланетными захватчиками и даже не переживают нападение зомби на корабле. «В космосе никто не услышит твой крик о помощи» — есть такая фраза в романе Уира, омаж «Чужому» Ридли Скотта. В фильме ее, увы, нет, но зато есть слово «научная» из словосочетания «научная фантастика». Уир писал свою книгу со знанием дула, а Годдард постарался адаптировать ее так, чтобы специфические технические разговоры не отвадили зрителя от фильма. Безусловно, они есть, но происходящее будет понятно всем.
В «Марсианине» нет жадных до инопланетных сокровищ корпораций, как у Джеймса Кэмерона, нет злого компьютера, как у Стэнли Кубрика и нет проблемы отцов и детей, как у Кристофера Нолана. Только наука. Только космос. Только самоотверженность людей, готовых рискнуть жизнью ради спасения коллеги.
Чем еще необычен «Марсианин»? Диско музыкой! Когда вы последний раз слышали ABBA в фантастическом фильме? Вот и услышите. Потому что у капитана Льюис «отвратительный музыкальный вкус». Непонятно, за что Энди Уир так недолюбливает диско, но с экрана это настоящий глоток свежего воздуха. Песня Глории Гейнор «Я выживу» (I Will Survive) давно не была настолько к месту. И, разумеется, песня Дэвида Боуи Starman. Куда ж без нее.
Вообще для фильма о том, как один человек выживает на враждебной планете, «Марсианин» смотрится удивительно легко. Может, потому, что Скотт подходит к истории, как к приключению, и не дает зрителю прочувствовать всю тяжесть происходящего. Или потому, что Марк Уотни — неунывающий персонаж, а Мэтт Дэймон идеально вписался в эту роль? Кто знает. Но вы скоро сделаете вывод сами: в России фильм выходит уже 8 октября.
Мы еще вернемся к этой картине в нашем материале с пресс-конференции фильма.
Врубайте Боуи.