Уже титры «Хардкора», в которых под красивую музыку в человека врезается нож, влетает пуля и другие предметы, несоизмеримые с жизнью, сзади раздается бодрый смех. Это критики нескольких американских сайтов, которые потом придут и напишут, что «Хардкор» — это одно из самых крутых зрелищ в Торонто. И, в принципе, будут правы. Зрелище и правда беспрецедентное — для тех, кто ни разу не играл в видеоигры.
Как вы, возможно, помните из нашего материала, «Хардкор» снят полностью на камеру Go Pro и по сути являет собой шутер от первого лица. Но не совсем! К счастью, между стрельбой есть перерывы, которые заполняют появления героя Шарлто Копли (вам лучше не знать, кто он) и Данилы Козловского. Есть еще Хейли Беннетт, играющая жену некоего Генри, от лица которого и снят фильм.
Читайте наше интервью с Шарлто Копли со съемок «Хардкора» в Москве.
Генри просыпается в каком-то резервуаре, а после того как вода уходит, видит перед собой блондинку, которая ловко прикручивает ему ногу и руку. Судя по репликам технарей, у Генри была вот такая дыра в груди, но его заштопали. Сейчас только подключат голосовой модуль, и... Здесь в лабораторию врывается спецназ в комплекте с альбиносом Аканом. У Акана телепатические способности, после применения которых у него идет кровь носом, но это не мешает ему жестом в стиле Дарта Вейдера лишать жизни тех, кто стоит у него на пути. Что нужно Акану? Армия суперсолдат. А Генри как раз является таковым образчиком. Но сейчас ему нужно спасти свою частично кибернетическую шкуру, а затем найти жену.
Погоня по Москве, перестрелки, появления странного Джимми (Копли), все это входит в непростые сутки существования Генри. И кровь. Много крови. Взрываются головы, ломаются спины, отрываются конечности — все, как мы любим. Но, к сожалению, где-то через час все это начинает немного приедаться. Особенно выматывает финальный бой, но герои Копли и Козловского спасают ситуацию. Один — своими забавными ремарками, другой — зловещим видом.
«Хардкор» снят на английском и на русском. Русские диалоги, что называется, доставляют. Трудно представить, во что превратится это двуязычие в российском прокате (уж до нас-то он наверняка дойдет, а?), но англоязычные много потеряют из-за незнания великого и могучего.
Что понравилось: Темп, ритм, юмор, Шарлто Копли, Данила Козловский. Что не понравилось: Одну сцену можно было смело вырезать, а финальный бой сократить.
«Высотка» — экранизация романа Дж.Г. Балларда, за которую никто не осмелился взяться с 1975 года, когда книга увидела свет. Дерзнул британский постановщик Бен Уитли, чьи фильмы «Список смертников» и «Раз! Два! Три! Умри!» получили культовый статус.
«Мне кажется, в будущем воцарится скука, прерываемая внезапными вспышками насилия», — говорил в 1995 году писатель. Он предсказывал пертурбации в социальной системе, которые нашли отклик в его романе «Высотка». Там в огромном здании на разных этажах живут представители разных классов. По мере продвижения действия, низы уже вполне себе могут, а верхи все еще хотят. Столкновение неизбежно.
Действие фильма Уитли совершенно справедливо поместил в семидесятые, снабдил актеров усами и своеобразными прическами, одел актрис по моде того времени, оставил технику 1970-х и приправил все это музыкой Клинта Манселла и вариациями песни ABBA «SOS». Это уже второй фильм в Торонто, где звучит музыка шведского квартета (после «Марсианина»).
Доктор Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) — новый жилец многоэтажки, в которой он надеется забыть свое трагическое прошлое. Лэнг, будучи представителем среднего класса, чрез некоторое время оказывается на самом верху, где живут богачи, включая Энтони Рояла (Джереми Айронс), архитектора здания. Вместе со своей эксцентричной женой он занимает пентхаус высотки.
Признаться, с сюжетом у «Высотки» Уитли есть трудности. Все происходящее можно описать словом «эскалация». На фоне нарастающей ненависти людей друг к другу, Лэнг успевает переспать с соблазнительницей Шарлоттой (Сиенна Миллер), познакомиться с беременной Хелен Уайлдер (Элизабет Мосс) и ее гулящим супругом Ричардом (Люк Эванс). Пока секс и насилие распространяются по этажам со скоростью инфекции, Лэнг наблюдает на все это практически в древнерусской тоске — принимать участие в происходящем у него нет особого желания. Он как бы пассивный наблюдатель, но это делает его довольно непростым персонажем.
Если описывать «Высотку» очень кратко, то это кино про зомби с живыми людьми вместо ходячих мертвецов. Как и зомби, люди здесь лезут из всех щелей, а герои умертвляют их самыми разными способами. Как один гнилой персик в супермаркете заражает всю партию персиков (да, Уитли не гнушается таких прямых аналогий), так и агрессия заражает всех жителей высотки. Почему? Потому что такова жизнь.
«Коллапс общества на самом деле не касается общества, — говорит режиссер. — Это касается наших смертей, боязни смерти и боязни потерять контроль». Несмотря на хаос на экране, подготовка к фильму была очень скрупулезной. Для Уитли «Высотка» его самая дорогая картина, но она при этом стоит весьма скромно (в пределах 10 миллионов долларов).
Продюсер Джереми Томас пытался экранизировать роман Балларда с семидесятых. Разные сценаристы и режиссеры присматривались к проекту, но в итоге в 2013-м до Томаса дозвонился Уитли, посчитавший, что сейчас самое время снять фильм по роману. «На сегодняшний день книга не утратила актуальности. Она была написана в семидесятых, но речь шла о будущем. Мы как раз в нем сейчас живем. Мы практически новая версия семидесятых».
С самого начала Уитли хотел позвать на роль Роберта Лэнга Тома Хиддлстона. Актер был приписан к проекту в феврале 2014-го. Для подготовки к роли он провел много времени в обществе известного патологоанатома и перенял от него прагматичное отношение к происходящему. «Он считает, что мы наделяем болезни человеческими мотивациями, а их не существует. Например, мы говорим „злокачественный рак“, а он считает, что рак не бывает злокачественным, это лишь другая сила. То, как он рассуждал о жизни и смерти, поразило меня».
«Высотка» разделила критиков, и тут, пожалуй, придется согласиться с теми, кто занимает более негативную позицию. Картина больше заинтересована происходящим, нежели его смыслом, и действительно порой напоминает кино про зомби.
Что понравилось: Актерские работы на высоте, режиссерские решения во многом интересны.
Что не понравилось: Бессвязность повествования, отсутствие внятных мотиваций большинства героев.