Картина Говорухина стала фильмом открытия 26-го фестиваля «Кинотавр», который стартовал в Сочи 7 июня. Пару лет назад его триллер «Weekend» также открывал смотр и вызвал у публики немало здорового смеха, на что режиссер обиделся, сказав журналистам, что у него пропало желание снимать кино. «Конец прекрасной эпохи» — кино без начала и конца, и буквально без толкового сюжета. Это черно-белое кино про журналиста 60-х годов, которое начинается с хроники соответствующих лет: вот полет Гагарина и его магнетическая улыбка, вот выступления Окуджавы и восхищенные слушатели, а вот Хрущев возмущается на выставке авангардистов. Хроникальные кадры выглядят настолько живо и свежо, что искусственно переведенное в монохром современное изображение сразу бледнеет на этом фоне, обнажая разрыв во времени.
Главный герой — Андрей Лентулов, в котором легко угадывается Сергей Довлатов. За основу Говорухин взял сборник рассказов Довлатова «Компромисс». Мы знакомимся с Лентуловым, когда того увольняют из ленинградской редакции. Ему сразу же предлагают место в таллиннской газете. В Эстонии журналист проведет какое-то время, выполнит пару заданий для редакции, напишет антисоветскую повесть, так и не женится на героине Светланы Ходченковой, которая появится в картине всего пару раз (и достаточно неожиданно). А потом Лентулов вернется в Ленинград.
Несмотря на отсутствие внятной истории — фильм больше похож на набор отдельно стоящих, несвязанных эпизодов — гости «Кинотавра» приняли «Конец прекрасной эпохи» довольно благосклонно. Особенно публике пришлись по душе моменты, буквально воспроизводящие текст «Компромисса» Довлатова. Например, сцена, в которой Лентулову дают задание написать заметку об «обреченном на счастье» новорожденном 400-тысячном жителе Таллинна, для чего журналист отправляется в родильный дом — искать подходящего младенца. Главврач советует малыша с отличными параметрами — 4,2 кг, 58 сантиметров. Только одна загвоздка: мальчик — наполовину эстонец, наполовину эфиоп. «Это любопытно. Вырисовывается интернационализм», — замечает Лентулов и звонит главному редактору газеты. «Оставьте в покое своего засраного эфиопа! Дождитесь нормального человеческого ребенка!», — выходит из себя главред Генрих Францевич в исполнении фактурного Бориса Каморзина.
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева не шутила, когда говорила, что кино Говорухина — сверхактуальное. Может, не «сверх», но дискуссии о цензуре, публичные осуждения «антисоветских» писателей, лицемерие коллег, которые вынуждены принимать участие в таких публичных «порках» — все это действительно выглядит современно. Лентулова на редколлегии ругают за повесть, в которой он якобы очерняет советскую действительность. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей», — оправдывается цитатой Лентулов. «Кто это написал, какой-нибудь московский диссидент?», — интересуется один из осуждающих. «Это Некрасов», — спокойно говорит Лентулов. «Не думаю», — так же спокойно и самоуверенно заявляет его оппонент.
26-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» заработает в полную силу 8 июня, когда начнутся конкурсные показы короткометражного и полнометражного кино. Первым фильмом основного конкурса, который представят гостям смотра и жюри, станет лента «14+» Андрея Зайцева. Всего в конкурсную программу полного метра вошли 14 картин, среди которых новые ленты Анны Меликян, Алексея Федорченко, Василия Сигарева, Ивана Вырыпаева. Вне конкурса будут показаны новые работы Бакура Бакурадзе, Петра Буслова, а также хоррор «Убрать из друзей» продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Лео Габриадзе.