Нельзя сказать, что 2014-й был уникальным для киноиндустрии, однако некоторые тенденции нам хотелось бы отметить.
В Америке это лето было худшим с 1997 года
Несмотря на пришествие 3D, цифры и заполненность мультиплексов продолжениями, экранизациями бестселлеров и комиксов, летние сборы в Северной Америке упали на 15 процентов. Впервые с 2001 года ни один фильм не собрал летом 300 миллионов в Штатах. В одном только июле сборы упали на 30 процентов. Сильвестр Сталлоне с его пожилыми и молодыми бойцами собрал всего 39 миллионов. Том Круз и инопланетяне, несмотря на отличную критику, еле-еле заработали 100 миллионов у себя на родине. Долгожданный сиквел «Города грехов» заработал смешные 13,7 миллионов. «Трансформеры 4» не окупились бы, положись они со своим 210-миллионным бюджетом только на Америку: картина Майкла Бэя в итоге собрала 245 миллионов дома, а остальные деньги добирала в мире. «Стражи Галактики» стали единственным «летним» фильмом, чьи сборы в итоге перевалили за 300 миллионов, но эта цифра была достигнута гораздо позже.
Многие годы Голливуд кормился с продаж DVD, но сейчас на смену пришли стрим-сервисы вроде Netflix, которые не только зарабатывают показом кино, но и сами занимаются производством — пока, правда, сериалов. По данным многих аналитиков корм у киностудий все больше и больше отбирают видеоигры, увлекающие молодых мужчин — основную зрительскую аудиторию блокбастеров. Также считается, что в 2014-м был недобор по части многобюджетного кино, так называемых тентполов, в которые студии вкладывают большие деньги — как в производство, так и в рекламу, чтобы получить огромную прибыль.
Стивен Спилберг в прошлом году пророчил киноиндустрии кризис, а глава DreamWorks Animation Джеффри Катценберг недавно назвал киноиндустрию «неразвивающимся бизнесом». Отметим, что DreamWorks Animation в этом году дважды не удалось продать — японский конгломерат Softbank и игрушечный концерн Hasbro имели подобные намерения, но переговоры так и не увенчались успехом.
Впрочем, студии не унывают: впереди 2015 год с его мощными франшизами — от «Мстителей» до «Терминатора», так что свои миллионы они еще заработают.
2014 год стал успешным для независимого кино
Пока крупные студии подсчитывают убытки от многобюджетных провалов, независимое кино поднимает голову. Самым успешным в этом году стал «Отель „Гранд Будапешт“», собравший в Америке 59 миллионов долларов, а в общей сложности 172 миллиона. У режиссера Уэса Андерсона «Отель» — самый кассовый в фильмографии. Для сравнения самый кассовый независимый фильм прошлого года, мексиканский «Инструкции не прилагаются», заработал в Штатах $44,5 млн. Отлично показывает себя «Бёрдмэн», собравший на родине 23,5 миллиона. Львиная доля международного релиза фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту придется на начало 2015-го, и «Бёрдмэн» себя еще покажет.
12 лет работы над фильмом «Отрочество» Ричарда Линклейтера обернулись затратами в 4 миллиона, но в прокате картина уже давно отбилась: в ее копилке на родине 24,2 миллиона долларов, а за рубежом фильм заработал еще 19 миллионов.
Довольно живенько ведут себя в американском прокате «Снайпер», «Вселенная Стивена Хокинга», «Сельма», «Игра в имитацию», «Врожденный порок», «Дикая» — картины не только среди возможных номинантов на престижные кинопремии, но и вызывают интерес зрителя.
Производство плёночных копий прекращается
Студия Paramount решилась на исторический шаг и стала первым в Голливуде мейджором, отказавшимся от производства и проката пленочных копий своих фильмов на территории США. Последним проектом, отпечатанным на 35-миллиметровой пленке, для Paramount стала комедия «Телеведущий: И снова здравствуйте». В прошлом году французская компания Technicolor, отвечавшая за проявку и постпродакшн пленки, закрыла свою лабораторию в Великобритании, а месяц назад — лабораторию в США. Любопытно, что о своем решении Paramount публично не заявила. О переходе на цифровые носители стало известно благодаря американским кинотеатрам, получившим эту информацию. Напомним, что для студий отказ от пленки означает сокращение расходов на производство копии с 2000 долларов до 100 за копию, ведь стоимость цифрового носителя гораздо ниже.
На Каннском кинофестивале Квентин Тарантино выступил в защиту пленочных проекторов и заявил, что будет продолжать снимать на пленку. Однако считается, что в 2015-м целлулоид окончательно и бесповоротно сыграет в ящик.
Netflix жаждет мирового господства
По данным исследования компании PwC, стриминговые сервисы станут причиной 20-процентного падения продаж фильмов на физических носителях уже к 2018 году. Учитывая, что продажи DVD и Blu-Ray и так постоянно падают, это не новость. Однако у развития стрим-сервисов есть и другие последствия, которые могут затронуть схемы финансирования независимого кино.
Сейчас бюджет многих независимых проектов собирается на кинорынках еще на стадии пре-продакшна — приезжает в Канн, например, режиссер Икс, привозит актрису Игрек, а под них уже существует сценарий. Пока Икс и Игрек позируют фотографам, студия, разрабатывающая фильм, продает права на прокат в разные страны, обеспечивая приличную долю бюджета. Конечно, это очень грубо описанная схема, но так понятнее.
Netflix сейчас серьезно работает над расширением своей сети, уже охватывающей США, Латинскую Америку, Канаду и Великобританию. На очереди у стрим-сервиса Европа. Если удастся выйти на рынки большинства стран, Netflix получит все основные рынки проката независимого кино (не говоря уж об остальной кино- и сериальной продукции). И тут — следите за руками — Netflix будет платить небольшим кинокомпаниям за право прокатывать их будущий фильм. Вместо локальных дистрибьюторов. То есть, продюсерам не нужно будет ехать на Каннский кинорынок, а будет достаточно продать права Netflix на VOD (video on demand — видео по запросу). Такой прогноз выдает журнал Forbes.
Но пока это только в планах. На деле существует быстро сокращающееся окно между кинотеатральным релизом и выходом фильма на VOD. Кто-то считает, что оно скоро вообще исчезнет и фильмы будут выходить одновременно в кино и на VOD, кто-то прогнозирует сокращение окна до трех недель в течение 10 лет (например, Джеффри Катценберг). Продюсер Харви Вайнштейн считает, что кинопоказ в ближайшее время претерпит ряд изменений и видит Netflix флагманом грядущих перемен.
Северная Корея доказала, что мультиплатформенный релиз может быть успешным
Комедия Сета Рогена и Эвана Голдберга «Интервью» о том, как ведущий ток-шоу и его продюсер собрались поговорить с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, оказалась настоящим ящиком Пандоры, открывать который не стоило. По сюжету ЦРУ заказывает незадачливым телевизионщикам убийство Кима, что приводит к смешным последствиям на экране, но к совершенно неприятным в реале. На студию Sony была обрушена невиданная доселе хакерская атака, после которой многие СМИ начали со смаком рыться в грязном белье: в сеть утекли не только фильмы студии, но и переписка ее боссов с нелицеприятными комментариями. Когда же хакеры пригрозили терактами, крупнейшие киносети стали изымать картину из проката, а в итоге Sony и вовсе отменила релиз, назначенный на 25 декабря.
В бой за «Интервью» вступил американский президент Барак Обама и осудил действия студии. Торренты предлагали распространить фильм в сети, но в итоге Sony выдала копии трем сотням кинотеатров, а также выложила его на YouTube, GooglePlay и Microsoft’s Xbox Video. Прокат стоил $5.99, а покупка $14.99. В итоге за первые три дня продаж в сети, «Интервью» заработало 15 миллионов долларов, став самым кассовым цифровым релизом студии. В свой первый уик-энд в 331 кинотеатре картина заработала 2,8 млн. долларов. Для ленты с бюджетом в 44 миллиона шансы отбиться таким образом довольно малы. Однако, как показала практика, в интернете можно спокойно заработать больше, чем в реальности — достаточно посмотреть на американские сборы «Города грехов 2».
И напоследок у нас просьба к дорогим маркетологам.
Дорогие наши маркетологи! Мы понимаем, что рекламируя и продвигая фильм, вы готовы нарисовать на постерах что угодно и кого угодно, но, пожалуйста, перестаньте сыпать этими персонажными постерами, на которых находятся, скажем так, далеко не самые главные персонажи! Странно, конечно, что вы не подписали Джека О’Коннелла, сыгравшего в «Несломленном», на постере «Расцвета империи», но понимаем — не та студия и все такое. Но со стороны это была очень странная афиша.
А вот такие персонажные постеры мы любим и всячески приветствуем!
Ой, и самое последнее. Дорогой Голливуд. Завязывай с тизерами тизеров. Не вешая в Инстаграм 4 секунды тизер-трейлера, слезно просим. Понимаем, вы хотите создать лишний инфоповод, чтобы о вашем фильме написали, но это же ужас что такое!
Другие наши итоговые материалы: