На фото: Енот Ракета
Нелегкое это было дело — подсунуть зрителям в качестве потенциального хита фильм об одной из самых абсурдных команд супергероев, умудряющихся спасать мироздание и одновременно искренне паясничать. Потому студия Marvel и доверила непосильную для рядового голливудского режиссера задачу Джеймсу Ганну — человеку, начинавшему с трэша для Troma, умеющему иначе посмотреть на стереотипы массового кино.
В «Стражах Галактики» все не так, как в обычных супергеройских фильмах. На первых минутах готовишься к традиционной для Marvel веселой экшен-сцене, а тебе показывает умирающую от рака женщину. Ждешь, что герои будут ироничными гениями стратегии, а у них с трудом IQ 100 на пятерых наберется. Готовишься слышать пафосный оркестровый саундтрек, а слышишь «I’m not in love» 10сс. Ждешь эпического появления Таноса, а он… впрочем, эту интригу раскрывать не будем.
Ожидания оправдывает лишь одно — анимированные персонажи, как всегда и везде в Голливуде они либо трикстеры, либо вызывающие умиление безмолвные помощники. В «Стражах Галактики» есть и один, и другой — и в этом сила. Болтливый енот, вооруженный до зубов, спасает фильм от занудства. Заботливый и храбрый человек-дерево напоминает нам о морали, которая должна быть в каждом фильме, получившем прокатный рейтинг PG-13.
C остальными персонажами не все так гладко, хоть они и не лишены обаяния. У каждого из героев есть личная трагедия, но проникнуться ей тяжело из-за общей легкомысленности фильма и нередко имбецильного поведения персонажей. Например, высокотехнологичный шлем Питера Куилла гораздо интереснее подарка от его мамы, который герой годами не решается открыть. Биография Гаморы вообще остается загадкой, а то, что она рассказывает, расходится с мифологией этого персонажа из комиксов. Вот и поди додумай, в чем ее конфликт-то.
Злодеи здесь главная беда. Они бесконечно злы (как же еще) и сыплют пафосными фразами. О какой мести за отца и деда говорит Ронан — непонятно. Но может, это и не столь важно. В конце концов, экшен в «Стражах Галактики» также условен. Главные герои косят плохих пачками и чудом выкручиваются из сложнейших ситуаций. Добро победит, а сомнительные по своим моральным качествам персонажи, раскроют лучшие человеческие качества. Все правильно.
Если сценарий «Стражей» остается сыроват и схематичен, то режиссура Джеймса Ганна как раз аккуратна. В каком этом марвеловском фильме видано, чтобы можно было разобрать, где какой самолет кого сбил и кто кого куда ударил? Смонтируй Ганн модный ныне экшен-винегрет, у зрителя бы зарябило в глазах. Ведь показанные в «Стражах» миры очень яркие — таких на экранах не было давно. Концепт-дизайн персонажей и окружения напоминает о «Вавилоне 5», «Lexx» и фильмах Пола Верховена. Только в отличии от них всех, Ганн напрочь лишил свою картину мясистости, которой стоило бы ожидать в подобном сюжете.
«Стражи Галактики» стоят особняком в киновселенной Marvel. Звездный рыцарь и его друзья по случаю — отщепенцы супергеройского мира. При этом в этом фильме впервые дают заглянуть в истоки марвеловской мифологии — хранителя Камней Бесконечности (рядом с которыми содержится и собака-космонавт Лайка) Коллекционера и самого могущественного злодея Таноса. Представление этих героев вместо должного трепета вызывает улыбку. Ганн стебет фэнбазу Marvel, как бы напоминая: ребята, да это же всего лишь комиксы! Потому частые трагические вставки в фильме вызывают недоумение, мешая зрителю просто поглазеть на разноцветных сестричек Гамору и Небулу, да потыкать пальцем на говорящего енота.
Также смотрите: