Майкл Бэй учится на ошибках, но остается верен себе. Четвертая часть «Трансформеров» — лучший на сегодня фильм кинофраншизы, который, однако можно расхваливать лишь в сравнении с картинами-предшественниками.
«Время вымирания» представляли как своеобразный перезапуск: всех актеров заменили, но сюжетные связи оставили. Ротация актерского состава прошла успешно, хотя качественно персонажи не стали ни глубже, ни оригинальнее. Просто людям в фильме уделяется гораздо меньше внимания, чем роботам — и слава Богу!
Действие четвертой части начинается спустя пять лет после знаменитой битвы в Чикаго, когда десептиконы и автоботы из-за своих разборок разгромили полгорода, и погибло немало людей. С тех пор люди начали на трансформеров охоту, вылавливая их, уничтожая и отправляя останки изобретателю-бизнесмену, напоминающему Стива Джобса, вернувшегося из ада. Тот создает своих роботов и с помощью специального «зерна» с Кибертрона может изготовлять вещи, трансформирующиеся во все что угодно.
В это же время отец-одиночка и изобретатель-самоучка Кейт (встречайте Марка Уолберга!) покупает разваленный тягач, который оказывается залегшим на дно Оптимусом. Домой к Кейту приезжает знакомый по предыдущим «Трансформерам» кортеж из черных машин с недружелюбными ребятами в черных очках. Теперь за автоботами и Кейтом с семьей гоняются все: упомянутые недружелюбные ребята, десептиконы, изобретатель и кое-кто из космоса.
Во «Времени вымирания» заметно поубивалось соплей. Раньше полфильма рассасывалась какая-то личная история героя-человека, а другие полфильма — сплошные битвы трансформеров. Теперь же первое раскрывается фрагментами, не успевая вызвать раздражение. Возможно, потому что сюжетная линия людей банальнее некуда: у Кейта есть дочурка-школьница (как всегда у Бэя, гиперсексуальная), у нее — парень-автогонщик, которого папаша не признает, потому как на личную жизнь девочки наложено вето на неопределенный срок. И конечно же, в фильме есть дежурный диалог о маме, которая гордилась бы кем-то из семьи, будь она жива.
К счастью, актеры играют с должной долей самоиронии, потому мелодрама, которую в фильмы Бэя всегда впихивают насильно, не раздражает. Марк Уолберг, по большему счету, играет в фильме Марка Уолберга, потому что воспринимать его персонажа серьезно нельзя. Ботан, с горой мускулов, из Техаса и без женщины — вы серьезно? Никола Пельтц, сыгравшая дочь Кейта, наверное, первая девушка в «Трансформерах», которая может сделать драматическое лицо, пускай на него сложно обратить внимание, когда в кадр суют ее пятую точку в шортиках.
Кто из актеров действительно, что называется, «крадет сцены», так это Стэнли Туччи — «Джобс из ада». Он и его персонаж пришли на замену Джону Туртурро из первых трех частей, но Туччи повезло больше — у него роль интереснее.
Люди в четвертых «Трансформерах» отходят на второй план, потому как в фильме впервые за всю франшизу затрагивается тема происхождения автоботов и десептиконов — наконец-то! Хардкорные фаны японского и американского мультсериалов ненавидели Майкла Бэя именно за то, что культовые роботы у него были лишь железками, обслуживающими безопасность людей. Во «Времени вымирания» зрителей знакомят с представителями других древних инопланетных рас, да и сами трансформеры жаждут узнать своих творцов, а значит, в следующих фильмах нам их должны показать.
Еще одно замечание к Бэю и компании: трансформеры у него всегда оставались какими-то безликими, неиндивидуализированными, кроме разве что Оптимуса да Бамбли и каких-то второстепенных роботов, которым давали реплики ради смеха. В четвертом фильме эта оплошность потихоньку исправляется. Хотя рассмотреть всех роботов по-прежнему невозможно из-за пресловутого сумасшедшего бэевского монтажа, когда сложнейшим образом прорисованные на компьютере роботы напоминают разноцветный фарш.
Впервые в «Трансформерах» появляется по-настоящему крутой антигерой. И речь не о мужике в черных очках, который произносит квазифилософский бред (такой герой, к сожалению, будет). А о госте из космоса — очень могущественном противнике, над внешним видом которого концепт-художники постарались на ура. Есть еще и десептиконы, у которых сменился лидер. Несложно догадаться, что им стал Гальватрон (если сложно догадаться-то простите уж за спойлер и учите лучше мифологию трансформеров). Но и дизайн его, и сюжетная линия провалены и опошлены до невозможного. Не такой Гальватрон должен быть. Не такой.
Трейлеры ко «Времени вымирания», как оказалось, были квинтэссенцией самой картины. Почти все лучшее, что есть в фильме, представлено в промовидео. Например, диноботы. Кто это? Трансформеры, превращающиеся в динозавров. И, о боги, сцена их трансформации воистину шикарна.
Если говорят «Майкл Бэй», то подразумевают «взрыв», и наоборот. «Трансформеры 4» не стали исключением из творческой биографии режиссера: бабахов и огня здесь хватает. Но Бэй, как ни странно, разнообразил свой экшен-арсенал гонками а-ля «Форсаж», драками а-ля азиатские боевики и роскошной сценой битвы в китайском многоквартирном доме. Правда, ничего нового в кино Бэй не показал, просто собрал все возможные экшен-приемы в кучу.
«Время вымирания» — результат того, как Майкл Бэй набил руку на предыдущих трех частях. С другой стороны, этот фильм — плоть от плоти голливудское попкорн-кино, сделанное без намека на творческую оригинальность. Но у зрителя, как у собаки Павлова, выработался рефлекс на такие блокбастеры: картинка сменяется быстро, в кадре действий много, трансформеры — красавцы, значит — интересно. Плюсы и минусы у «Трансформеров» все те же: отличная графика, плотный экшен и ужасающие клише в персонажах и драматических линиях. Просто на этот раз плюсы занимают большую часть экранного времени. Больше взрывов, Майкл, больше!