Издание The Hollywood Reporter публикует любопытную статью под названием «Как опасно, когда финансисты пытаются заодно продюсировать фильмы» (The Dangers When Financiers Think They Can Produce Movies, Too). В ней разбираются карьерные пути двух продюсеров-финансистов, чьи компании или проекты потерпели крах. Один из них Райан Кавана, чья компания Relativity Media недавно обанкротилась, а другой — Дэвид Эллисон, неудачно ввязавшийся в продолжение франшизы «Терминатор».
Эллисон (второй справа) на съемках «Генезиса»
Идеальная стратегия для инвесторов и финансистов голливудских фильмов — держи карман шире, а рот на замке. Когда же денежные мешки начинают лезть в творческие процессы, на выходе получается «Терминатор: Генезис», ставший крупной неудачей компании Skydance Productions, возглавляемой Дэвидом Эллисоном, сыном миллиардера Ларри Эллисона.
Пять лет назад Skydance начала вкладываться в фильмы студии Paramount. Какое-то время Эллисону везло: «Железная хватка», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» и «Война миров Z» отлично повели себя в прокате. «Джек Ричер» оказался менее успешным, и уж совсем не повезло «Джеку Райану». Но главная проблема Skydance была впереди.
Дэвид Эллисон выкупил за 20 миллионов долларов права на франшизу «Терминатор» и с большим энтузиазмом взялся за пятый фильм. Летом 2015-го он активно промотировал картину лично (раньше Эллисон оставался за кадром), и даже в интервью для The New York Times набросал планы на «вселенную Терминатора». Дэвид заявил, что Skydance должна стать новой студией Marvel и сообщил, что в производство запущено еще два продолжения «Терминатора» и телесериал. «На творческом уровне мы полагаемся на Дэвида», — вторил Брэд Грей, гендиректор Paramount. Джерри Брукхаймер, работающий с Эллисоном над сиквелом «Лучшего стрелка», отмечает, что у Дэвида «отличные идеи для сюжетов».
К моменту публикации материала в The New York Times «Терминатор: Генезис» вышел в американский прокат, заработав всего 27 миллионов долларов и уничижительные отзывы критиков. Вывод в статье был такой: «Платить за производство фильмов это одно, а управлять творческим процессом — совершенно другое».
«Генезис» хорошо показал себя за границей, особенно в Китае, где он собрал 112 миллионов долларов. Однако этих денег студия не увидит: у Китая есть особенность платить очень небольшой процент и затягивать с переводом денег. Картина стоимостью 150 миллионов долларов в любом случае терпит убытки.
По данным источников THR, будущее «Терминатора» заморожено на неопределенное время.
Инсайдеры, знакомые с ситуацией, считают, что Эллисон получил хороший урок, поскольку никого не слушал. 32-летний продюсер уверен в своих креативных способностях — в конце концов, это благодаря его решениям был разрешен кризис с картиной «Война миров Z». Дэвид учится на своих ошибках, в отличие от других и, скорее всего, больше не полезет в творческий процесс так, чтобы его персона регулярно светилась на фотографиях со съемок.
И снова Дэвид Эллисон на съемках «Генезиса»
Отметим, что у Дэвида есть сестра, Меган Эллисон, чья компания Annapurna Pictures продюсирует более скромное, авторское кино. Среди ее продюсерских проектов — «Ограбление казино», «Мастер», «Цель номер один», «Она», «Афера по-американски», «Охотник на лис» и выходящая в скором времени драма «Джой» с Дженнифер Лоуренс. Меган также неоднократно подвергалась критике в Голливуде за свою позицию по отношению к независимым фильмам. По мнению Vanity Fair, Эллисон буквально сорит деньгами, выдавая режиссерам бюджеты, которые невозможно отбить в прокате, в силу специфики фильмов.
Главным примером является драма Пола Томаса Андерсона «Мастер», которая не сумела собрать даже сумму, равную своему бюджету. Главная претензия к Меган: нельзя так расточительно финансировать режиссеров (пусть и очень хороших), поскольку это подает дурной пример остальным независимым авторам. В Голливуде даже бытовало выражение «тупые деньги», применимое к финансированию проектов от миллиардеров вроде Ховарда Хьюза, Кита Бариша, Доди Файеда и Стива Тиша. Все они вкладывались в кино, не являясь его знатоками и не представляя, как будут возвращаться деньги (и будут ли).
Продюсер-ветеран Джо Рот считает, что у продюсеров-инвесторов слишком много эго и слишком мало опыта, чтобы понять дух времени. «Они всегда носятся с идеей, которую считают верной, но это неправильно. На самом деле, их идеи устарели еще вчера. Они плетутся позади зрителя». Иными словами: вкладываясь в фильм, продюсеры очень плохо представляют работу студий и считают, будто смогут переломить привычный ход вещей. Однако, увы, это не так.