Среди номинантов в категории «Лучший фильм» за 2005 году соревновались «Мюнхен» Стивена Спилберга, «Горбатая гора» Энга Ли, «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни, «Капоте» Беннетта Миллера и «Столкновение» Пола Хаггиса. Аналитики ожидали победы любой ленты, кроме драмы Хаггиса.
В интервью сайту HitFix режиссер отмел критику «Столкновения» по этническому признаку (многие посчитали, что в ленте есть проблема расовых стереотипов), сообщив, что намеренно склонял зрителя к предубежденному отношению к сценам, связанными с расами героев, прежде чем перевернуть ситуацию с ног на голову.
«Я с самого начала решил в первые полчаса показать ряд стереотипов, — говорит Пол Хаггис. — Все нормально, об этом можно думать. Можно смеяться над этими людьми. Все мы знаем, что латиноамериканцы паркуются на газонах, и знаем, что азиаты не умеют водить машину ночью. Понимаю, вы либералы, но все в порядке, никто не видит, как вы смеетесь».
«Едва вы почувствовали себя комфортно, я постепенно начинаю выдергивать почву из-под ног, и покидая кинотеатр вы чувствуете себя не в своей тарелке. Это намеренное решение, — продолжает режиссер. — А потом началась критика. „О, божечки, да его фильм кишит стереотипами“. И я такой: „Да ладно! Правда что ли? Надо было это исправить!“ Нет. Когда вы делаете что-то непривычное для всех, люди всегда будут иметь свое мнение по этому вопросу, но меня это ужасно развлекало».
Было ли «Столкновение» лучшим фильмом 2005 года? «Сомневаюсь, — отвечает Хаггис. — В том году номинировались великолепные картины — „Доброй ночи и удачи“, „Капоте“, „Горбатая гора“ Энга Ли. И „Мюнхен“ Спилберга. Это был выдающийся год. Но по каким-то причинам „Столкновение“ зацепило зрителей, тронуло их. А кино нельзя судить по таким меркам. Я очень рад, что у меня есть эти „Оскары“ (второй Хаггис получил за сценарий), очень милые штучки. Но не надо спрашивать меня, какой фильм был лучшим в том году, потому что я бы не голосовал за „Столкновение“, поскольку видел мастерство других фильмов».
И тем не менее, Пол Хаггис гордится своим «Оскаром» за лучший фильм (режиссер также продюсировал картину, потому статуэтка досталась и ему). «Люди до сих пор подходят ко мне со словами: „Ваш фильм изменил мою жизнь“. Так что я рад тому, что „Столкновение“ тронуло столько зрителей. Я знал, что ставил социальный эксперимент и, похоже, он удался. Но является ли „Столкновение“ хорошим фильмом? Я не знаю».
Из всех пяти номинантов того года, у «Столкновения» самый низкий рейтинг на «Гнилых помидорах» — агрегаторе рецензий. 75% по сравнению с 93% драмы Джорджа Клуни, 90% «Капоте», 87% «Горбатой горы» и 78% «Мюнхена».