Прежде всего Сергей Урсуляк уточнил, что гости фестиваля видят нефинальную версию картины: не готовы титры, стоит референсная, а не оригинальная музыка, не готово озвучание, где-то нет цветокоррекции. Полностью завершится работа над «Тихим Доном» в конце октября, а когда сериал появится на телеэкранах и вовсе неизвестно. Решение об этом — за каналом «Россия», по заказу которого и снимался «Тихий Дон».
Впрочем, это не совсем «заказ». Том Шолохова Урсуляк принес на канал сам. «У них было предложение, которое мне не было близко, но я в тот же день позвонил и предложил Антону Златопольскому поставить „Тихий Дон“. Через пять минут он перезвонил и сказал „запускаем“. Решение было принято мгновенно. Но это самое легкое, что было в картине», — поделился Сергей Урсуляк с теми, кто пришел на его мастер-класс в Выборге.
Фрагмент мастер-класса Сергея Урсуляка
Эпопея в четырех томах под названием «Тихий Дон» была написана Михаилом Шолоховым в 1925 — 1940 годах. История одной казачьей станицы и семьи Мелеховых, попадающей в мясорубку сначала Первой Мировой войны, а потом и гражданского противостояния красных и белых. На роль Гриши Мелехова Урсуляк выбрал Евгения Ткачука — и уже по незавершенному материалу понятно, что это удача. Из блондина Ткачук стал жгучим брюнетом, от одного взгляда которого у девушек перехватывает дыхание и краснеют щеки. Впрочем, к кастингу «Тихого Дона» вообще нет претензий, несмотря на то что Урсуляк позвал немало дебютантов. Так, в роли Аксиньи — недавняя выпускница Полина Чернышова.
Конечно, сам режиссер прекрасно понимает, что его сериалу предстоит немало сравнений с «Тихим Доном» Герасимова. «Я не снимал свою картину поверх фильма Герасимова. Пожалуйста, не возмущайтесь, что Аксинья не похожа на Быстрицкую, а Григорий — на Глебова. Это другая картина. Ее можно любить или не любить, но не сравнивая ни с чем», — говорит Урсуляк.
«Тихий Дон» в отличие от многих работ Урсуляка снят в цвете. Сочные краски донских пейзажей должны буквально литься на зрителя с экрана. «Группа меня прокляла: у нас было столько ранних выездов, чтобы застать рассвет, и поздних отъездов, чтобы снять закат! Зато у нас есть безумной красоты пейзажи. Мне кажется, в некоторые зритель даже не поверит, решит, что это фотообои. Надо сказать, что этот мотив — красивой природы, на фоне которой происходит трагедия — есть и у Шолохова».
Несмотря на то, что съемки проходили на Дону, местный пейзаж настолько изменился за прошедшие годы, что казачью станицу кинематографистам пришлось строить самостоятельно. «Все, что вы увидите на экране, кроме церкви — рукотворное. Строительство заняло столько времени и денег, что лучше было не затеваться! Сергею Герасимову было в этом смысле легче. Сейчас ничего не осталось, ландшафт изменился. Если раньше был кавалерийский полк, то сейчас мы собирали лошадей по одной и привозили их на площадку. Причем лошади должны быть обязательно донской породы, иначе консультанты пообещали нас выпороть. Быт тоже изменился: все ходят в сетевые магазины, коров и овец мы привозили, потому что там их найти непросто. Быков мы и вовсе выращивали сами, учили их ходить в упряжке, слушаться. Но местные жители помогали нам чем могли, приносили то, что осталось со съемок Герасимова, готовили правильную еду для реквизита», — вспоминает Урсуляк.
«Тихий Дон» сейчас так же актуален, как и во времена написания романа, считает режиссер. «Я не рассказываю про то, как пострадали казаки. Я рассказываю про то, как пострадали мы все. И как страшно, что мы в любой момент можем снова так пострадать. Мне кажется, что атмосфера нашей сегодняшней жизни говорит нам об этом. Мне жалко людей, про которых я рассказываю. Не потому что они казаки, а потому что они могли жить по-другому, а сложилось вот так. Григорий часто это говорит: я не хочу ни красных, ни белых, я хочу прожить свою жизнь. Мы все этого хотим», — говорит Сергей Урсуляк.