«Согласно великим традициям таких выступлений все обычно говорят: „Следуйте за мечтами“. Но я не хотел бы повторять, поскольку не верю в это, — начал свою речь режиссер «Интерстеллара». — Мне бы хотелось, чтобы вы следовали за реальностью».
«Я чувствую, что со временем мы начинаем воспринимать реальность как бедную родственницу нашей мечты. Мне хочется доказать вам, что наши мечты, наши виртуальные реальности, эти абстракции, приносящие нам удовольствие и окружающие нас, на самом деле разновидность реальности», — сказал Нолан. Далее постановщик извинился перед всеми, кто не смотрел «Начало», поскольку продолжил речь, ссылаясь на собственный фильм.
«Почему финал картины сработал: герой Леонардо ДиКаприо, Кобб, остался со своими детьми в своей субъективной реальности. Его больше ничего не волнует, и именно в этом заключается идея: возможно, все уровни реальности имеют право на существование. Камера показывает вращающийся волчок, но едва он как будто начинает останавливаться, фильм заканчивается».
Кристофер Нолан шутит, что во время премьеры выбежал из зала раньше времени, чтобы зрители не начали расспрашивать его о концовке: «Дело в том, что объективно зрителям это, безусловно, важно, даже несмотря на то, что им показана вымышленная история, своего рода виртуальная реальность. Но вопрос о том, сон это или реальность, мне задают после выхода большинства моих картин. Людям это важно, потому что в этом суть реальности. Реальность важна».
Нолан отметил, что является приверженцем идей «Начала»: «Посеяв однажды зерно идеи, вы заметите, что со временем оно вырастает в нечто существенное. Я чувствую ответственность в том, чтобы попытаться рассказать вам то, что останется с вами и в дальнейшем, возможно, поможет вам».
Режиссер вспомнил свой выпускной и проблемы того времени: «Расизм, неравенство доходов, войны — я могу продолжать, но вы сами знаете список. И причина, по которой вы с ним знакомы, состоит в том, что ничего не изменилось. Что мы делали на протяжении последних двадцати лет? Если я хочу дать вам какой-то совет, мне нужно хорошенько присмотреться к своему поколению и к тому, что мы наделали».
«Думаю, мы вышли в мир с верой, что сумеем соединить его, если начнем свободный обмен идеями, невзирая на географические и экономические границы; если мы найдем общий язык, то все проблемы исчезнут. К сожалению, сейчас приходится признать, что мы ошибались. Обмен информацией — это еще не все. Уйма ресурсов моего поколения — интеллектуальных, финансовых — ушли в освоение инфраструктуры коммуникаций. Мы добились потрясающих результатов, но, может, все не так прекрасно, как нам кажется».
«Мы утыкаемся в мониторы и экраны, вместо того чтобы смотреть в окно самолета. Это оскорбление реальности, — считает режиссер. — Приходится признать иронию: я человек, снявший фильм, действие которого развивается в самолете, где люди сталкиваются с реальностью внутри реальностей. Так что моя вина тут тоже есть. Но, когда вы летите самолетом через эту удивительную страну, у вас есть возможность наблюдать одно из величайших чудес современности».
«Посмотрите на базовые принципы. Как нам изменить что-то, как устремиться к прогрессу? Не мне говорить, как вам это сделать. Я лишь хочу сказать, что теперь это ваша проблема. Очень важно, чтобы люди по-настоящему болели своим делом. Думаю, ваши возможности безграничны».
Под конец Нолан вспомнил героя своей популярной трилогии. «Что же до Брюса Уэйна, который учился в Принстоне, но бросил, то вы начиная с завтрашнего дня будете лучше Бэтмена!»