Разумеется, мы брали только те фильмы, которые выходили в российский прокат, поэтому тех, кто посмотрел «Бёрдмэна» на пресс-показе, и тех, кто требовал включить «Реальных упырей», увиденных на зарубежных кинофестивалях, пришлось заставить пересматривать свои десятки.
2014 год покорил нас огромным количеством самого разного кино, так что разводить фильмы по десятке было особенно интересно. То разрыв составлял всего один балл (как между восьмым и девятым местами), то сразу две ленты делили одну строчку (десятую), но первые три позиции собрали максимальное количество баллов и здорово оторвались от своих конкурентов. Но довольно слов.
10. «Звезда», режиссер Анна Меликян
10. «Самый опасный человек», режиссер Антон Корбейн
Сразу две картины замыкают нашу десятку. Единственный отечественный фильм, попавший в топ, представляет Дарико Цулая: «Анна Меликян снимает редко, но метко. После „Звезды“ действительно хочется жить, любить, перестать откладывать на завтра. А еще хочется пересматривать это кино и бесконечно любоваться красавицами Северией Янушаускайте и Тиной Далакишвили».
В «Самом опасном человеке» снялся наш Григорий Добрыгин, там же сыграл одну из последних своих ролей Филип Сеймур Хоффман. Этот немного холодный, но филигранный триллер бывшего фотографа Антона Корбейна заработал в России всего 356 142 доллара, но успел произвести впечатление на тех, кто его видел на большом экране.
9. «Патруль времени», режиссеры Майкл Спириг, Питер Спириг
Вышедшая в наш прокат в начале декабря лента братьев Спириг не была очень ожидаемым или хорошо раскрученным фильмом. Эта темная лошадка выбила из нашей десятки пару очень известных картин, так что если вы не видели этот фильм, то к нему настоятельно рекомендует присмотреться Илья Кнапский: «В плане сюжетных вывертов „Патруль времени“ может легко посоперничать с „Интерстелларом“. Кроме того, столь симпатичной экранизации текстов Хайнлайна не было со времен „Звездного десанта“».
8. «Стражи Галактики», режиссер Джеймс Ганн
«Особенно енот» — этот мем завоевал сердца российских киноманов, сделав его героя, любящего оружие енота Ракету, одним из главных героев киногода. Александр Константинов говорит о «Стражах»: «Глоток свежего воздуха среди фильмов по комиксам. Яркая, безумная, ироничная космическая опера с, кажется, самой крутой и необычной командой героев за долгое время. А еще здесь можно услышать, определенно, лучший саундтрек в этом году».
7. «Внутри Льюина Дэвиса», режиссеры Итан Коэн и Джоэл Коэн
Мы прониклись этим фильмом еще на Каннском фестивале в прошлом году и были ужасно рады, когда «Внутри Льюина Дэвиса» получил Гран-при жюри. С другими крупными наградами Коэнам не повезло. Но смотреть как музыкант-лузер с рыжим котом бродит по холодному Нью-Йорку, слушать фолк-рок и осознавать, что братья сняли свой самый сентиментальный фильм, нам никогда не надоест. Сразу два актера из «Льюина Дэвиса» оказались в новых «Звездных войнах». Впрочем, это совершенно необязательный факт.
6. «Исчезнувшая», режиссер Дэвид Финчер
Экранизация одноименного романа Гиллиан Флинн стала одним из самых ожидаемых фильмов года. Препарирование брака, сатира на современные СМИ и, наконец, просто новый Финчер — кажется, этот режиссер никогда не оступается. Комментирует картину Алексей Серебренников: «Удивительно освежающая работа с ненадежным рассказчиком. Фильм благодаря ей примерно с середины начинает двигаться сразу в трех направлениях. И наблюдать за тем, как это движение сконструировано, порой интереснее, чем за развитием сюжета».
5. «Грань будущего», режиссер Даг Лайман
Непонятый массовым зрителем, но принятый на ура критиками, этот фантастический боевик Дага Лаймана оказался не просто «Днем сурка» с Томом Крузом. Татьяна Шорохова о «Грани»: «Впервые в жизни после окончания фильма я пошла в кассу и купила билет на следующий сеанс. Настолько хотелось пересмотреть это кино еще раз. Путь, который проходит персонаж Тома Круза — от труса до настоящего героя, — одно из самых захватывающих зрелищ этого года. И никто не ожидал, что из Эмили Блант получится настоящая героиня боевика».
4. «Выживут только любовники», режиссер Джим Джармуш
Пожалуй, самый романтичный фильм в нашей десятке. Вампиры-любовники Тильда Суинтон и Том Хиддлстон чуть ли не самая идеальная пара в кино последнего времени. Наталья Хиггинсон о картине Джармуша: «Фильм исключительно эстетский, но с простой и ясной мыслью, если, конечно, досмотреть до конца или посмотреть еще пару раз. Любовь — страшная штука, а голод не тетка. Мне лично понравилась еще и сатира на современное нам общество, где даже крови приличной найти невозможно, так все замусорено, загажено».
3. «Отрочество», режиссер Ричард Линклейтер
Наши корреспонденты, вернувшиеся с Берлинского кинофестиваля, взахлеб рассказывали, как хорош фильм Линклейтера. 12 лет режиссер снимал историю мальчика, его сестры и родителей и, как оказалось, рассказал не только историю взросления, обойдясь без банальностей, но и поймал дух времени, показал нулевые такими, какими они и были. «Картина Линклейтера еще проявит себя в наградном сезоне. Запомните ее», — писали мы из Берлина. Как в воду глядели: хоть фестиваль и ограничился премией за режиссуру, сейчас «Отрочество» собирает огромное количество премий критических сообществ. Жаль, что в России фильм вышел сразу в интернет-кинотеатре, миновав большой экран.
2. «Одержимость», режиссер Дэмьен Шазелл
Получивший Гран-при кинофестиваля «Сандэнс», снятый за 3,3 миллиона долларов, этот неистовый фильм выбил почву из-под ног почти у всей редакции КиноПоиска. То, что он оказался в российском прокате, — настоящее чудо. Герой Майлза Теллера хочет не просто хорошо играть джаз, но он хочет быть лучшим барабанщиком. И он сможет, если не сломается под натиском настоящего садиста, эдакого сержанта Хартмана от джаза в блестящем исполнении Дж. К. Симмонса. Он получит свой «Оскар» за роль второго плана — мы очень на это надеемся.
1. «Отель „Гранд Будапешт“», режиссер Уэс Андерсон
Только трое из двенадцати членов редакции не включили эту картину в свои десятки. Мы не будем их порицать. В конце концов, у каждого свое кино и свои списки. Почему именно этот фильм стал лучшим по мнению редакции КиноПоиска, рассказывает Михаил Клочков: «Уэса Андерсона и его фильмы уже можно считать отдельным культурным феноменом. Его приемы рассматриваются отдельно от фильмов, собираются в коллекции и постоянно изучаются кинолюбителями на разных уровнях серьезности. Трейлер едва ли не каждого крупного голливудского релиза проходит через переосмысление в стиле У. Андерсона. Исполнение любым актером или актрисой роли в картине режиссера становится знаковым событием в его карьере».
От 2014-го осталось меньше недели, но за это время мы успеем подвести все возможные итоги, так что оставайтесь с нами. И с наступающим!